В другой теме выложу чистовой вариант туториала по движку OpenSpace3D. Здесь же будет отображена текущая работа по созданию русскоязычного учебника.
OpenSpace3D - черновик хэлпа
Oleg75- Admin
- Сообщения : 205
Дата регистрации : 2015-06-30
Возраст : 48
- Сообщение 1
OpenSpace3D - черновик хэлпа
Oleg75- Admin
- Сообщения : 205
Дата регистрации : 2015-06-30
Возраст : 48
- Сообщение 2
Re: OpenSpace3D - черновик хэлпа
Документация по OpenSpace3D
I. Введение
1. Предисловие
Проект OpenSpace3D зародился в стенах компании I-maginer. Технология призвана упростить создание 3D-контента в режиме реального времени. OpenSpace3D имеет открытый исходный код, что способствует его распространению и использованию в различных 3D-студиях (дизайнерами, интеграторами) и школах дизайна.
Кроме того, OpenSpace3D будет полезен в области разработки игр и просто любителям, занимающимся созданием каких-либо 3D-проектов.
По вопросам обучения работе с платформой, а также по другим вопросам - обращайтесь в службу поддержки по адресу contact@openspace3d.com
Официальный форум проекта: http://www.scolring.org/forum
Приятного чтения и удачного творчества!
Команда разработчиков OpenSpace3D.
Oleg75- Admin
- Сообщения : 205
Дата регистрации : 2015-06-30
Возраст : 48
- Сообщение 3
Re: OpenSpace3D - черновик хэлпа
2. Внедрение технологии SCOL
-- Что такое SCOL?
SCOL - это язык программирования, специально предназначенный для сети. Его использование позволяет создавать интерактивные мультимедийные сайты с возможностью осуществлять пользователями навигацию в трёх измерениях.
-- За простотой - сила
SCOL - интерпретируемый язык программирования. Он позволяет дизайнеру сайта (основанному на SCOL) развивать его в соответствии со своими желаниями и потребностями. Тем не менее, изучение самого языка требуется только так называемым SCOL-мастерам, создающим достаточно специфические приложения. SCOL очень гибкий язык, но в то же время и относительно сложный.
-- SCOL - многопользовательский язык
В традиционной модели Интернета пользователи не находятся в прямом контакте между собой, и в этом случае серверы делятся на столько частей, сколько пользователей онлайн.
Но SCOL-сервер не требует разделения, для общения и взаимодействия между пользователями он просто ретранслирует сообщения. В этом случае навигация по сайтам может осуществляться не индивидуально, а коллективно, что идеально подходит для многопользовательских 3D-игр, а также для виртуальных сообществ, электронной коммерции и так далее.
-- Большие возможности
SCOL включает в себя большое количество библиотек, позволяющих работать с сетью, с движком, с дву- и трёхмерным интерфейсом, с аудио, видео, SQL и так далее.
-- Обзор движка
Компания I-maginer решила не изобретать велосипед, и с 2008 года активно работает над своим проектом, включив в его состав мощный графический движок Ogre 3D.
http://www.ogre3d.org/
Такой подход способствует развитию OpenSpace3D, обладающего богатой графикой в режиме реального времени, функциональность которого непосредственно зависит от возможностей и особенностей движка Ogre 3D.
Последний раз редактировалось: Oleg75 (Ср 29 Июл 2015 - 20:25), всего редактировалось 1 раз(а)
Oleg75- Admin
- Сообщения : 205
Дата регистрации : 2015-06-30
Возраст : 48
- Сообщение 4
Re: OpenSpace3D - черновик хэлпа
II. Документация по OpenSpace3D
1. Общее о платформе OpenSpace3D
Благодаря платформе OpenSpace3D, имеющей в своей основе технологию SCOL, можно построить полностью интерактивные и насыщенные графикой 3D-сцены. Более того - такие задачи можно выполнить не вводя ни одной строчки кода. Достигается всё это благодаря гибкости и лёгкости использования различных инструментов движка OpenSpace3D, основанных на визуальном построении взаимодействия между различными встроенными функциями.
-- Быстрая и интуитивная разработка
Как было сказано выше, добиться желаемого результата можно без программирования.
Суть проста - каждая функция (PlugIts) отвечает за определённые возможности, например, за видеосвязь, или за анимацию, или за что-то другое. Выбирая нужные функции и визуально (наподобие блок-схем) сочетая их с помощью различных связей, можно создавать приложения с тем или иным функционалом.
-- Простая концепция - доступный для всех инструмент
OpenSpace3D - многоцелевая платформа с большими возможностями. Можно выделить три уровня сложности разработки тех или иных приложений, что в некоторых случаях подразумевает работу в команде. Вот эти уровни:
1. 3D-художник. Режим быстрого и лёгкого внедрения собственных 3D-объектов и обеспечение их взаимодействия между собой на сцене.
2. Интегратор. Более полный режим. Позволяет создать готовое приложение, используя основные элементы из библиотеки.
3. Разработчик. В данном режиме могут работать те, кто хочет пойти дальше, создавая новые функции благодаря языку программирования SCOL. Поэтому платформа является Open Source проектом.
Oleg75- Admin
- Сообщения : 205
Дата регистрации : 2015-06-30
Возраст : 48
- Сообщение 5
Re: OpenSpace3D - черновик хэлпа
2. Начало работы в OpenSpace3D
*** Организация файлов в SCOL-разделах ***
По умолчанию, путь до папки с примерами проектов, ассетами, логами, временными файлами и т. д. имеет общий вид:
Документы\OpenSpace3D
Для Windows 7 и Windows 8 путь будет выглядеть так:
C:\Users\имя_пользователя\Documents\OpenSpace3D
В этот же каталог следует складывать и файлы для разрабатываемого вами приложения. Экспорт осуществляется тоже в данный каталог.
Oleg75- Admin
- Сообщения : 205
Дата регистрации : 2015-06-30
Возраст : 48
- Сообщение 6
Re: OpenSpace3D - черновик хэлпа
*** Установка редактора OpenSpace3D ***
[В некоторых местах оригинальный туториал будет мною переработан и дополнен в соответствии с последней версией программы, установленной у меня на компьютере. На данный момент последняя версия 1.8.5 выпущена в марте 2015 года. Переработанные и дополненные части туториала буду выделять цитатой и иногда зелёным цветом]
Переходим по этой ссылке http://www.openspace3d.com/lang/en/support/download/ и выбираем последнюю версию OpenSpace3D. Скачиваем её.
Теперь запускаем на установку файл openspace3d_editor_setup.exe.
Жмём Next.
---------------------------------------------------------------------------------------
Нам предложат скачать дополнительные пакеты. Первый - это набор свободных 3D-моделей, а второй - плагин для подключения системы отслеживания движений Kinect. Кому необходимо - ставим нужные галочки.
Жмём Next.
---------------------------------------------------------------------------------------
Ещё раз Next.
---------------------------------------------------------------------------------------
Ставим нужные галочки (создать значок на рабочем столе и иконку на панели быстрого запуска) и снова жмём Next/
---------------------------------------------------------------------------------------
Теперь надо нажать кнопку Install. Но, внимание! После этого программа установки начнёт автоматически скачивать и устанавливать плагин весом около 70 мегабайт, являющийся виртуальной машиной SCOL. Если его не скачать и не установить, то движок просто не запустится. Можно поступить иначе - скачать плагин отдельно и установить его перед установкой OpenSpace3D. Плагин можно скачать указав в адресной строке браузера эту ссылку http://www.scolring.org/rsc/scol_plugin.exe
---------------------------------------------------------------------------------------
Далее просто ждём, когда установится движок. После установки виртуальной машины SCOL, насколько помню, установщик попросит перезагрузить компьютер.
Oleg75- Admin
- Сообщения : 205
Дата регистрации : 2015-06-30
Возраст : 48
- Сообщение 7
Re: OpenSpace3D - черновик хэлпа
*** Конфигурация 3D ***
После того, как OpenSpace3D установлен, немного разберёмся с настройками 3D-режима. Плагин, который был автоматически (или вручную), и являющийся виртуальной машиной SCOL, называется Scol Voy@ger, и на данный момент имеет версию 6.4.5. Версия была выпущена 9 марта этого (2015) года.
Запуская OpenSpace3D через ярлык на рабочем столе или на панели быстрого запуска, автоматически запускается SCOL-машина. В Windows-версии корневая папка, в которой располагаются как сама виртуальная машина, так и движок OpenSpace3D, имеет путь C:\Program Files (x86)\Scol Voyager
Это для 64-битных систем. Для 32-битных систем путь будет таким C:\Program Files\Scol Voyager
Если вы потеряли ярлык запуска движка с рабочего стола или панели быстрого запуска, то сам файл для запуска OpenSpace3D находится тут:
C:\Program Files (x86)\Scol Voyager\Partition_LockedApp\tools\os3deditor\os3deditor.scol
Соответственно, если система 32-битная, то в пути будет отсутствовать (x86)
Но можно запустить и отдельно виртуальную машину SCOL, не запуская при этом самого OpenSpace3D. Файл запуска находится по пути C:\Program Files (x86)\Scol Voyager\Scol.exe для 64-битных и по пути C:\Program Files\Scol Voyager\Scol.exe для 32-битных систем.
В стандартной системной папке "Документы" (в Windows 8 располагающейся по пути C:\Users\имя_пользователя\Documents) находятся отдельные папки как для самой виртуальной машины (папка Scol Voyager), так и для движка OpenSpace3D (папка OpenSpace3D). В этих папках находятся различный файлы с логами, временные файлы, примеры, демонстрации, и так далее.
Любое приложение, использующее виртуальную машину SCOL (не только OpenSpace3D), при своём запуске автоматически запускает эту машину.
================================================
Теперь, после знакомства со структурой файлов и папок, перейдём непосредственно к настройкам 3D-режима.
Чтобы посмотреть или поменять эти настройки, сначала нужно запустить виртуальную машину либо непосредственно запустив находящийся в корневой папке файл Scol.exe (при этом движок не запустится), либо запустить сразу OpenSpace3D.
В любом случае в трее (справа на панели задач) появится круглый значок синего цвета
Если запустить виртуальную машину отдельно, то больше ничего кроме этого значка и не появится.
Чтобы добраться до главного окна с настройками, необходимо щёлкнуть правой кнопкой мыши по этому значку и выбрать пункт Setup. Появится такое окно:
В отличие от официальной документации я не буду подробно рассматривать каждую настройку, так как, на мой взгляд, там ничего сложного нет. Единственное, что пока могу сказать - при выборе русского языка у меня ничего не поменялось (по крайней мере не заметил), и чат по прежнему не понимает русскую кодировку. Что в принципе думаю излечимо.
Oleg75- Admin
- Сообщения : 205
Дата регистрации : 2015-06-30
Возраст : 48
- Сообщение 8
Re: OpenSpace3D - черновик хэлпа
*** Общий интерфейс программы ***
Запускаем OpenSpace3D. Во время старта появится такое окно:
-------------------------------------------------------------------------------
И после небольшого ожидания мы увидим главное окно:
Oleg75- Admin
- Сообщения : 205
Дата регистрации : 2015-06-30
Возраст : 48
- Сообщение 9
Re: OpenSpace3D - черновик хэлпа
*** Назначение кнопок главного меню ***
Номер | Комбинация клавиш | Действие |
1 | Ctrl+N | Новая сцена. Закрывает предыдущую (с вопросом о сохранении) и создаёт новую сцену. |
2 | Ctrl+O | Открыть сцену. Загружает файлы сцены (.xos) для редактирования в OpenSpace3D. |
3 | Ctrl+S | Сохранить. Сохраняет изменения в текущей сцене в файл с этой сценой. |
4 | Ctrl+Shift+S | Сохранить как... Позволяет записать текущую сцену в файл (.xos) с другим именем. |
5 | Ctrl+I | Импорт сцены. Импортирует сцену из разных форматов (Ogre scene, Ogre mesh, 3ds, fbx, dsf, blend, dae, obj, stl) |
6 | Ctrl+P | Настройки проекта. Можно редактировать информацию о проекте, например название, версию, описание, и т. д. |
7 | Ctrl+E | Экспорт в плейер OpenSpace3D. Поддерживается несколько вариантов - отдельное приложение, веб-страница и т. д. |
8 | F12 | Запуск проекта в плейере. Осуществляется сразу, без компиляции. |
Oleg75- Admin
- Сообщения : 205
Дата регистрации : 2015-06-30
Возраст : 48
- Сообщение 10
Re: OpenSpace3D - черновик хэлпа
*** Открытие сцены ***
В главном меню нажмите кнопку "Открыть сцену".
Откроется папка, путь к которой для Windows 8 будет иметь вид C:\Users\имя_пользователя\Documents\OpenSpace3D
Проще говоря откроется папка OpenSpace3D, находящаяся в стандартной папке Документы.
Нас сейчас интересует каталог demos, где расположены демо-сцены. Выбираем папку car_showroom и запускаем файл car_showroom.xos
Откроется вот такая демонстрация:
Oleg75- Admin
- Сообщения : 205
Дата регистрации : 2015-06-30
Возраст : 48
- Сообщение 11
Re: OpenSpace3D - черновик хэлпа
*** Импорт сцены ***
В главном меню нажмите на кнопку "Импорт сцены".
Откроется окно, в котором нужно будет выбрать один из поддерживаемых форматов. Формат файлов .xos поддерживаемый только средой OpenSpace3D, можно выбрать, установив
переключатель на вторую строку - "OpenSpace3D Scene (.xos)".
Чтобы выбрать остальные форматы - устанавливаем переключатель на первую строку - "Standard file formats". После того, как установили переключатель на нужную строку, жмём
Next.
------------------------------------------------------------------
На данный момент (версия 1.8.5) движок поддерживает следующие форматы:
-- Ogre scene (.scene)
-- Ogre mesh (.mesh)
-- '3D Studio' (.3ds)
-- Autodesk FBX (.fbx)
-- Autocad3D (.dxf)
-- Blender (.blend)
-- Collada (.dae)
-- Wavefront (.obj)
-- STereo Lithography (.stl)
Последний раз редактировалось: Oleg75 (Пт 7 Авг 2015 - 7:21), всего редактировалось 1 раз(а)
Oleg75- Admin
- Сообщения : 205
Дата регистрации : 2015-06-30
Возраст : 48
- Сообщение 12
Re: OpenSpace3D - черновик хэлпа
Внимание! OpenSpace3D обновился до версии 1.9.0, а виртуальная машина Scol Voy@ger - до версии 6.5.0. Обновления вышли 4 августа этого (2015) года. Поэтому в дальнейшем переводы документации по OpenSpace3D и языку программирования SCOL будут основываться уже на этих версиях.
Наиболее заметные изменения в OpenSpace3D:
-- Теперь можно выбрать, чтобы интерфейс программы был на русском языке.
-- Внедрена поддержка экспорта проекта на Android (правда почему-то опция неактивна)
-- Поддержка Ogre 3D версии 1.10
-- Поддержка последней версии физического движка Newton
Наиболее заметные изменения в OpenSpace3D:
-- Теперь можно выбрать, чтобы интерфейс программы был на русском языке.
-- Внедрена поддержка экспорта проекта на Android (правда почему-то опция неактивна)
-- Поддержка Ogre 3D версии 1.10
-- Поддержка последней версии физического движка Newton
Oleg75- Admin
- Сообщения : 205
Дата регистрации : 2015-06-30
Возраст : 48
- Сообщение 13
Re: OpenSpace3D - черновик хэлпа
*** Импорт сцены - продолжение ***
Как я писал выше - OpenSpace3D обновился до версии 1.9, в которой теперь можно сделать русскоязычный интерфейс. Для в верхней правой части окна программы жмём на значок двух шестерёнок. Откроется дополнительное окно со списком языков Выбираем русский, и в ещё одном появившемся окне нажимаем Ок. Перезапускаем (закрываем и снова открываем) программу.
Сразу скажу, что удобнее всё же пользоваться английской версией, так как в некоторых местах перевод не совсем корректный, а также иногда встречаются команды (особенно в раскрывающихся списках), где перевод не помещается в отведённое пространство и часть текста просто скрыта без возможности прочитать всё полностью. Поэтому можно использовать русский интерфейс в основном в учебных целях, чтобы понять что к чему, а потом уже перейти обратно на английский.
Да, и ещё. В предыдущем посте я писал, что при экспорте проекта, опция конвертации, позволяющая создать программу для Андроида, неактивна. Проблема эта решается ещё во время установки, в одном из окон там надо выставить галочку, чтобы дополнительно скачать и установить компонент, отвечающий за экспорт в Андроид-приложение.
------------------------------------------------------
Теперь собственно по теме импорта сцены.
После того, как нажмём кнопку "Импорт сцены" в главном меню, и выберем опцию Стандартные форматы файлов,
можно выбирать любой из поддерживаемых 3D-форматов файлов.
Далее, выбираем, к примеру, файл в формате obj (у меня это фактически целая сцена с горами и строением на вершине). Как только открыли файл, открывается окно, предупреждающее, что файл будет сконвертирован во внутренний формат движка. И указывается часть пути, куда сконвертированный файл будет помещён. Полный путь для Windows 7 (теперь у меня эта система) такой: C:\Users\имя_пользователя\Documents\OpenSpace3D\assets\models\converted
Можно выбрать и свой путь, но он должен быть в папке C:\Users\имя_пользователя\Documents\OpenSpace3D. Насчёт путей информация не полностью проверена, поэтому остановимся на упомянутых путях.
Появится сообщение о конвертации. У меня файл большой, поэтому удалось уловить момент появления такого сообщения.
По завершении конвертирования будет такое окно:
В данном случае у нас появилась главная папка Vershina_Mira с несколькими подпапками для текстур, материалов и мешей. В данном объекте мешей достаточно много - 1339 штук. Это потому, что сцена - рип части территории виртуального мира Anywhere во вселенной Active Worlds. Название постройки там - Вершина мира.
Вот так выглядит структура самих папок:
Материалы имеют расширение material, меши - mesh,текстуры - в формате dds. А главная сцена - это файл с расширением scene.
Итак, в программе в окне жмём Далее. Нас попросят добавить или удалить сценарий. Сейчас пока ничего не нужно делать - снова жмём Далее. Видим такое окно:
Ничего не меняем, пусть пока остаётся всё по умолчанию. Нажимаем Импорт.
Объект теперь в 3D-окне программы.
Слева, в окне Дерево сцены появился импортированный объект. Точнее его название, которое отображено в виде раскрывающегося списка. При раскрытии списка можно увидеть названия/номера всех содержащихся в объекте мешей.
Замечу, что справа от всех названий (в окне [b]Дерево сцены[b]) есть иконки. Иконки бывают разных видов, в зависимости от того, название чего отображено - меша, материала, текстуры, костей, или чего-то другого.
Oleg75- Admin
- Сообщения : 205
Дата регистрации : 2015-06-30
Возраст : 48
- Сообщение 14
Re: OpenSpace3D - черновик хэлпа
*** Сохранение сцены OpenSpace3D (.xos) ***
В главном меню нажмите кнопку "Сохранить".
Это же можно сделать комбинацией клавиш Ctrl+S
Вы также можете сохранить сцену под другим именем и/или в другую папку. Для этого в том же главном меню нажмите кнопку "Сохранить как...". Добиться того же результата можно и нажатием клавиш Ctrl+Shift+S.
Внимание! Свои сцены сохраняйте по такому пути:
C:\Users\имя_пользователя\Documents\Scol Voyager\Partition_LocalUsr\Project\
Это необходимо для защиты SCOL-раздела.
От себя добавлю, что пока не совсем разобрался с путями, в которые можно выкладывать свои проекты, модели, текстуры, и так далее. Единственное, что могу сказать - они все должны быть в папке Документы (или Мои документы - для Windows XP) Но не в корне этой папки, а в находящихся там папках OpenSpace3D или Scol Voyager. Как переместить без проблем эти автоматически создающиеся при установке программы папки - пока не знаю. Но переместить желательно, так как держать на системном диске свои проекты небезопасно.
Oleg75- Admin
- Сообщения : 205
Дата регистрации : 2015-06-30
Возраст : 48
- Сообщение 15
Re: OpenSpace3D - черновик хэлпа
*** Экспорт сцены из OpenSpace3D ***
Чтобы экспортировать проект в один из видов приложений (веб, отдельное приложение для ПК, Андроид-приложение, и т.д.) - в главном меню нажмите кнопку "Экспорт в OpenSpace3D Player". Появится мастер, в котором будет предложено задать будущему приложению размеры окна, имя, и тип.
Переключатель типа приложения поставим напротив строки "Как самостоятельное приложение". Появится дополнительное окно с настройками, где можно выбрать 3D-API (DirectX9 или OpenGL), уровень антиалиасинга (сглаживания), а также путь к значку, который будет отображаться слева в заголовке окна создаваемого приложения. Значок должен быть в формате ico, и желательно находиться в папке с проектом. [информация о нахождении значка в папке с проектом требует перепроверки].
После всего жмём Ок и ждём конвертации. Приложение появляется в папке export, автоматически созданной в папке с проектом (там, куда мы сохраняли проект в формате .xos). В папке с приложением также находятся дополнительные файлы и папки с ресурсами - объектами, текстурами, и т.д. Теперь можно распространять получившееся приложение как отдельную программу - на флешке, через интернет, и через другие виды носителей. При этом приложение будет на любом компьютере автоматически запускать находящуюся в папке с программой виртуальную машину SCOL. Сама программа запускается посредством запуска исполняемого файла с расширением exe. Также приложение можно сделать инсталлируемым (устанавливаемым), например, используя для этого программу InnoSetup.
Остальные типы приложений, такие как Андроид-приложение, веб-приложение - я рассматривать не буду, каждый уже сможет сам поэкспериментировать - там ничего сложного.
Oleg75- Admin
- Сообщения : 205
Дата регистрации : 2015-06-30
Возраст : 48
- Сообщение 16
Re: OpenSpace3D - черновик хэлпа
3. Дерево сцены и ресурсы
В левом окне программы отображаются все ресурсы проекта и их иерархия. Окно имеет четыре вкладки:
1. Дерево сцены
2. Группа ресурсов
3. Группа мешей
4. Директории с ресурсами
Каждый элемент дерева, загруженный в сцену OpenSpace3D, представлен значком, характеризующим назначение и свойства этого элемента. Вот основные значки:
1. Сцена.
2. Наборы.
3. Камера.
4. Свет.
5. Группа.
6. Меш.
7. Узел.
8. Анимация.
9. Небо.
10. Кости.
11. Система частиц.
12. Динамическая кубическая карта (кубическая текстура, Cube Map)
13. Динамическая карта отражений (Reflection Map).
Примечание: Если щёлкнуть правой кнопкой мыши по какому-либо элементу дерева сцены, можно получить доступ к различным параметрам этого элемента.
Oleg75- Admin
- Сообщения : 205
Дата регистрации : 2015-06-30
Возраст : 48
- Сообщение 17
Re: OpenSpace3D - черновик хэлпа
Внимание!
Все переводы документации по языку программирования SCOL и движку OpenSpace3D теперь буду записывать только на форуме Клуб Программистов в этих темах:
1. OpenSpace3D - перевод хэлпа на русский http://www.programmersforum.ru/showthread.php?t=282034
2. SCOL - перевод учебника на русский http://www.programmersforum.ru/showthread.php?t=282035
3. Обсуждение технологии и выкладывание новых версий перевода документации по API ("Неведомые" язык SCOL и движок OpenSpace3D) http://www.programmersforum.ru/showthread.php?t=282024
А эта тема остаётся уже просто для обсуждения тонкостей технологии. В конце перевода выложу сюда также готовые файлы с учебниками.
Все переводы документации по языку программирования SCOL и движку OpenSpace3D теперь буду записывать только на форуме Клуб Программистов в этих темах:
1. OpenSpace3D - перевод хэлпа на русский http://www.programmersforum.ru/showthread.php?t=282034
2. SCOL - перевод учебника на русский http://www.programmersforum.ru/showthread.php?t=282035
3. Обсуждение технологии и выкладывание новых версий перевода документации по API ("Неведомые" язык SCOL и движок OpenSpace3D) http://www.programmersforum.ru/showthread.php?t=282024
А эта тема остаётся уже просто для обсуждения тонкостей технологии. В конце перевода выложу сюда также готовые файлы с учебниками.
|
|